Сердечно-сосудистый хирург Детской республиканской клинической больницы кандидат медицинских наук Дмитрий Осипов второй раз попал в Книгу рекордов России. Он выполнил сложнейшую операцию ребенку с ложной аневризмой плечевой артерии, которому на тот момент было от роду всего пять недель.
Есть у врача и другой повод для гордости - в прошлом году он стал лауреатом всероссийской премии "ПроДокторов-2023", которую присуждают исключительно по отзывам пациентов.
Сам Дмитрий Владиславович в этом ничего особенного не видит. По его словам, приятно сознавать, что ты сумел превзойти коллег, но и только. А потому при встрече с корреспондентами с порога расставил все точки над i: "У нас не было самоцели установить рекорд. Главное, что операция прошла удачно. В противном случае мог встать вопрос об ампутации конечности, и еще неизвестно, удалось бы при этом сохранить ребенку жизнь или нет.
Дело было в сентябре прошлого года. Заметив, что в локтевой ямке у ребенка образовалась шишка, которая быстро увеличивается в размерах, мама вызвала участкового педиатра. Доктор сразу же направила в стационар. Так малышка в возрасте один месяц и девять дней и весом всего 3,820 кг оказалась в ДРКБ.
Врачи обнаружили ложную аневризму правой плечевой артерии. Заболевание, которое встречается у младенцев достаточно редко, как правило, возникает в результате травмы сосуда и угрожает жизнеспособности конечности.
Когда в больнице решились на операцию, размер аневризмы был уже 4,5 миллиметра, тогда как в норме диаметр артерии у грудных детей составляет всего один миллиметр. В просвете сосуда образовались тромбы. Медлить было нельзя".
Если бы речь шла о взрослом пациенте, все было бы проще. Методика операций на артериях отработана, и алгоритм действий хирургам хорошо известен. В случае необходимости дефект пораженного сосуда всегда можно заместить протезом. У детей же не так. И сосуды не 4-5 миллиметров, как у взрослых, и протеза для них нет. Каждая операция по-своему уникальна и требует поистине ювелирной точности.
"Надо было каким-то образом маленькой иголкой с ниткой, которая тоньше волоса, сшить концы сосуда после удаления аневризмы, причем так, чтобы потом не потребовалась повторная операция и ребенок уже вместе с этим сосудом мог нормально расти и развиваться", - говорит Дмитрий Осипов.
С этой задачей хирург справился блестяще, побив свой собственный рекорд, установленный в 2017 году. Тогда он впервые выполнил аналогичную операцию двухмесячной девочке весом пять килограммов. На тот момент таким крохам подобные вмешательства не проводились. Самым большим достижением, зафиксированным в Книге рекордов Гиннесса, считалась операция на сосудах, которую хирурги в США сделали полугодовалому ребенку.
Прооперированная сердечно-сосудистым хирургом ДКРБ семь лет назад малышка сейчас здорова, и медицинское наблюдение в ДРКБ ей больше не требуется.
Дмитрий Осипов родился и вырос в Казани, окончил школу N39 с углубленным изучением английского языка. Но о карьере дипломата или, например, переводчика даже не мечтал. С детства знал - станет доктором: "У меня просто выбора не было. Мама - участковый педиатр. Она очень хотела, чтобы я стал врачом. Не мог же я ее расстроить! - смеется он. - Никаких покровителей и знакомых в мединституте у меня не было. В 1991-м с отличием сдал экзамены и поступил на педиатрический факультет. С тех пор ни разу о своем выборе не пожалел. Обида порой была, но разочарования в профессии - нет.
Работа должна ведь не только удовлетворение приносить, но и средства, а денег, когда только начинал работать, не хватало. У одноклассников уже был крутой бизнес, а мне, чтобы прокормить семью, приходилось почти через день брать дежурство. Но работать врачом мне всегда нравилось. Тут ведь, как и в любой другой профессии, чтобы ты мог себя проявить, тебе должно быть интересно. А мне интересно".
Еще в студенчестве Дмитрий буквально заболел микрохирургией. В ту пору эта область медицины, выражаясь современным языком, была в тренде. Но в Татарстане отделение микрохирургии было только в Республиканской клинической больнице (РКБ).
Осипов часто приходил туда на операции. И свое первое дежурство в РКБ запомнил на всю жизнь. В тот день в больницу поступил мужчина, которому на производстве оторвало кисть. Чтобы спасти пострадавшему руку, потребовалось 12 часов. Но результат того стоил!
Молодого способного хирурга с горящими глазами приметил завотделением микрохирургии кандидат медицинских наук Сергей Обыденнов. Именно он посоветовал парню поехать на учебу в Москву. В расположенной по соседству Детской республиканской больнице как раз не хватало микрохирурга. Из-за этого консультировать маленьких пациентов с сосудистыми заболеваниями то и дело приходилось врачам РКБ.
Ни денег на поездку, ни знакомых в Москве, у которых можно было бы остановиться на три месяца, у Дмитрия не было. Но он рискнул. А когда с документом, подтверждающим его новую квалификацию, вернулся в Казань, прямиком отправился к главврачу ДРКБ: "Хочу работать у вас". С тех самых пор без малого уже 30 лет трудится в отделении кардиохирургии Республиканской клинической больницы.
Первого пациента, которого прооперировали в стенах ДРКБ, помните? Это был ребенок с гемангиомой - доброкачественным сосудистым образованием на лбу. Сейчас бы за то, что на лице такую операцию сделал, по рукам себе дал. Теперь это лечится по-другому, в том числе с помощью лекарств.
Известно же, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Микрохирург, которому в основном приходится иметь дело с врожденными пороками сердца и сосудов, мечтает о том времени, когда дети будут появляться на свет здоровыми. Он уверен, это обязательно случится, если уровень медицинских служб, участвующих в планировании, подготовки и ведении беременности, поднимется на новую высоту.
"Мы, врачи, постоянно учимся. Мне, например, до сих пор стыдно, если я чего-то не знаю, - говорит доктор Осипов. - А больше всего радуюсь, когда удается сразу поставить пациенту точный диагноз, который потом подтверждается в результате выполненных исследований. Сегодня, кстати, мы выписали маленького пациента. Со второй недели после рождения у ребенка возникли серьезные проблемы с дыханием. В поликлинике по месту жительства, как и в инфекционной больнице, врачи установить причину не смогли. Доставили к нам в больницу.
Ребенку с каждым днем становилось все хуже, потребовалась кислородная поддержка. К счастью, мы смогли найти причину недуга. Обнаружили гемангиому, которая закрыла большую часть просвета гортани. Назначили лечение, и буквально через несколько часов ребенок начал нормально дышать. По сути, мы спасли ему жизнь. Надо было видеть глаза его мамы! Она ведь была в отчаянии, уже не знала, куда бежать за помощью, а тут вдруг произошло чудо. Такие моменты запоминаются надолго. Наверное, ради этого мы и работаем".